Как учителю выбрать интерактивный комплект под требования НУШ

Сейчас горячая пора закупок к новому учебному году по реформе Нуш. Ежедневно наш тендерный комитет получает множество вопросов относительно требований МОН, подбора оборудования, подготовки документов, проведения процедуры и даже обжалований.

Мы решили собрать самые популярные из них и ответить.

Требования приказа МОН 574

  • А) Интерактивная доска:
    • доска прямой проекции с возможностью настенного крепления;
    • рабочая поверхность белого цвета, твердая, со специальным антибликовым покрытием, устойчивым к повреждениям, рассчитана, в частности, для письма на ней маркерами на водной основе;
    • минимальная диагональ 75 “. Размер и аспектное соотношение рабочей поверхности доски должно совпадать с размером и аспектным соотношением проекционного изображения проектора;
    • доска должна обеспечивать возможность управления контентом непосредственно с помощью прикосновений пальцев руки или стилуса / маркера;
    • гарантия на доску не менее 3 лет.

  • Б) Мультимедийный проектор с короткофокусным объективом:
    • световой поток не менее 3000 ANSI люменов;
    • разрешение проектора должна быть не менее XGA,
      1024 × 768 пикселей, или WXGA, 1280 × 800 пикселей;
    • ресурс работы лампы не менее 5000 часов в стандартном режиме;
    • проектор должен комплектоваться специальным подвесом,
      который крепится непосредственно над верхним краем интерактивной доски к стене или к потолку;
    • расстояние от объектива проектора к плоскости проекции не более 1 м;
    • длина интерфейсного провода – не менее, чем необходимо для подключения устройства к ПК педагогического работника в месте его установки;
    • гарантия на проектор не менее 3 лет;
    • гарантия на лампу проектора не менее 1 года или 1000 часов в рабочем режиме.

  • В) Базовое программное обеспечение для интерактивной доски и мультимедийного проектора:
    • для создания, просмотра и проигрывания интерактивного учебного контента;
    • совместное с операционной системой (далее – ОС) ПК педагога

  • Г) Акустическая система внешняя или встроенная в проектор (по необходимости):
    • мощность не менее 10 Вт

Начнем именно с подбора оборудования с учетом требований новейших образовательных технологий и методов обучения Типовой перечень средств обучения и оборудования для учебных кабинетов и STEM-лабораторий, утвержденный приказом МОН № 574 от 29.04.2020.

Обычно интерактивный комплект состоит из: интерактивная доска, проектор и ноутбук. При необходимости и в соответствии с рекомендациями МОН – акустическая система мощностью от 10Вт.

Конечно, вы можете ограничиться проэкцийним экраном, вместо интерактивной доски, но это лишит вас возможности взаимодействовать с учебным контентом. А именно это является ключевым принципом реформы образования.

Выбрав проекционную доску вместо интерактивной, учитель лишает себя сразу нескольких возможностей. Взаимодействовать с учебным материалом, проводить групповую работу (напомним, что интерактивная доска поддерживает от 10 одновременных прикосновений), просто и легко сохранить результаты работы на уроке.

Многих пугает фраза “самостоятельно разрабатывать интерактивные уроки”. Можем Вас заверить – это просто. На вебинарах мы рассказывали о работе в некоторых сервисах с программного комплекса “Intboard Простір”. Это дополнительное программное обеспечение, которое бесплатно предоставляется в интерактивных досок и панелей INTBOARD. Оно постоянно обновляется и дополняется новыми сервисами. Сейчас там 81 сервис для учителя из разных школьных дисциплин и даже есть раздел для инклюзивного образования.

Здесь вы можете найти уже готовые уроки или создать собственный. Показывали как создавать комиксы, викторины, тесты и кросфорды. Мы вместе учили украинский язык с помощью интерактивного сервиса.

При выборе поставщика оборудования, отдельным пунктом советуем вынести программное обеспечение для интерактивной доски. На каких условиях предоставляется: платно – бесплатно, есть пробный срок, подписка. Учителя часто сталкиваются с проблемой, что первый год использования программного обеспечения оплатило государство, а дальше этот вопрос ложится на плечи учителя. То есть, он сам должен найти средства на продление лицензии или искать альтернативу.

Теперь предлагаю детально рассмотреть требования приказа МОН №574, чтобы соблюсти их при выборе интерактивного оборудования.

Интерактивная доска:

Технология. Особых требований по технологий нет, но мы расскажем о том, какие существуют и в чем ключевые отличия.

  • доски с резистивной технологией – на таких досках можно писать не только маркерами, но и пальцем, указкой и т.д. Датчики, расположенные между слоями экрана, распознают прикосновение и передают информацию о нем на компьютер. Очень удобно – потеря маркера никак не отражается на рабочем процессе. К недостаткам можно отнести, что сенсорная доска требует бережного отношения к поверхности именно из-за расположения датчиков.
  • доски с электромагнитной технологией. Этот тип досок предусматривает использование специального электронного маркера. Поскольку касаться доски маркером не нужно, учитель может разместить на ней плакат с нужной информацией и работать поверх него. Это удобно – до тех пор, пока маркер не потеряется, не будет спрятан учениками, желающими сорвать урок.
  • доски с инфракрасной технологией – принцип работы основан на том, что инфракрасные датчики доски определяют положение маркера, пальца или любого непрозрачного предмета.
  • доски с оптической технологией – местонахождение маркера фиксируется цифровыми камерами и датчиками, информация передается на компьютер.

Последние две технологии распространенные и наименее прихотливы в ходе эксплуатации. При выборе, советуем обращать внимание именно на эти две технологии.

Рабочая поверхность: рабочая поверхность белого цвета, твердая, со специальным антибликовым покрытием, устойчивым к повреждениям, рассчитана, в частности, для письма на ней маркерами на водной основе.
Керамическое покрытие – это МАСТ хэв для любой интерактивной доски. Иначе, за год работы вы не узнаете свою доску. Вид у нее будет как в антипригарной сковородки, которую постоянно скребли вилкой. Лучшим вариантом будет доска с XPS покрытием.
Минимальная диагональ 75 “- это требование исходит из стандартных размеров классов и среднего количества учеников. По опыту могу сказать, что самая популярная диагональ 80 “, хотя у нас есть и доска 77”.

Пожалуй, одно из самых частых запросов, которое слышат менеджеры тендерного отдела: “4: 3 или 16: 9?». Хорошие и те и те. Все определяет, для чего вам нужна интерактивная доска. Если больше для просмотра видеоконтента – выбирайте 16: 9. Если для работы, то 4: 3. Если взять доски 4: 3 и 16: 9, в которых будут равны диагонали, окажется, что их площадь разная. Экран 4: 3 будет иметь больше места для работы, чем экран 16: 9.

Управление. Доска должна обеспечивать возможность управления контентом непосредственно с помощью прикосновений пальцев руки или стилуса / маркера – это для того, чтобы не ограничивать работу с доской. Даже если у вас нет маркера – это не должно стать преградой в работе.
Скорость и функциональность курсора. Это важный параметр для адекватной работы интерактивной доски. Он показывает насколько быстро датчики отреагируют на ваш прикосновение к поверхности. Если выбрать малое скорость, то придется считать до трех, чтобы ваше действие передалась на компьютер. Реакция системы без временной задержки – это примерно 250 миллисекунд.
Об интерактивной доске обсудили ключевые вопросы, теперь перейдем к не менее важной части интерактивного комплекта – проектор.

Вероятнее всего, что при выборе проектора вам придется выяснить чем отличаются DLP и LCD технологии.

Так вот, LCD-технологии.

Данный тип проектор использует ламповый метод, при котором белый свет ссылается на комбинацию зеркал. Эти гибкие зеркала и разделяют его на 3 цветовые фракции: красный, зеленый и синий. Для каждого цвета в LCD-технологии предусмотрена своя матрица, поэтому очень часто такая технологии называется 3LCD. После разделения на цвета из спектра, с помощью призмы все цвета объединяются в изображение, которое насчитывает также несколько миллионов цветов.

Технология DLP представляет собой цифровую обработку света. И она несколько иная, чем LCD. В отличие от жидкокристаллических LCD-панелей, которые пропускают световые лучи, DLP-кристалл представляет собой отражающую поверхность, которая состоит из тысяч микрозеркал. Каждое такое микрозеркал является пикселем. В DLP-проекторе световой луч от проекционной лампы направляется на поверхность DLP-кристалла. Каждое микрозеркал управляется отдельно.

Плюсы технологии DLP: дает гладкое, кристально чистое изображение, позволяет проектировать сверхбыстрые (16 микросекунд время отклика пикселя, что примерно в 1000 раз быстрее, чем LCD проекторы), плавные, без дрожания изображения. Проекторы меньше и легче. Пиксели на изображении менее заметны, чем у LCD проекторов. Конструкция без фильтра обеспечивает практически нулевое техническое обслуживание. Большая экономия средств на техническое обслуживание и увеличенный срок службы проектора снижают совокупную стоимость владения (TCO). Таким образом технология DPL не является хуже LCD, а по некоторым параметрам лучше.

Световой поток и контрастность: световой поток не менее 3000 ANSI люменов; разрешение проектора должна быть не менее XGA, 1024 × 768 пикселей, или WXGA, 1280 × 800 пикселей;

Чтобы помочь Вам сориентироваться в выборе нужной модели, приведем следующую таблицу:

На самом деле, выбор яркости проектора – это поиск компромисса. Дело в том, что чем более ярким является изображение, которое дает проектор, тем более сочными и насыщенными являются цвета, но меньше – контрастность. Происходит это потому, что в основе контрастности лежит режим воспроизведения максимально глубокого черного цвета, а свет – враг черного цвета.

Путем экспериментов Вы определите, что установить идеальный контрастный режим в DLP-моделях удается при яркости 600-800 ANSI люмен

Ресурс работы лампы не менее 5000 часов в стандартном режиме

Дело в том, что лампы проектор принципиально отличаются от обычных осветительных ламп. Обычная лампочка освещения работает НЕ Теряя яркости и затем моментально сгорает. Лампа проектирование несгораемый моментально (!), А с самого начала плавно постепенно теряет яркость. Этот процесс медленного угасания является бесконечным. Именно этим процессом обусловлена ​​такое требование. А еще хотим напомнить, что СРОК СЛУЖБЫ ЛАМПЫ означает, что через указанную количество часов ваш проектор потеряет 50% яркости.

Крепление: проектор должен комплектоваться специальным подвесом, который крепится непосредственно над верхним краем интерактивной доски к стене или к потолку; расстояние от объектива проектора к плоскости проекции не более 1 м; длина интерфейсного провода – не менее, чем необходимо для подключения устройства к ПК педагогического работника в месте его установки;

Тип крепления зависит от проектор, который вы выберете – длиннофокусный или короткофокусный. Сейчас вкратце о каждом из них поговорим.

Наверное, Вы видели как в ходе презентации человек, которому надо было приблизиться к экрану, частично перекрывает собой луч проектора. Это доставляет ощутимые неудобства как зрителям, так и выступает, ведь яркий свет может временно его ослепить. А причина в том, что докладчик (а иногда и зрители) обычно размещаются между проектор и экраном. Это классическая ситуация, когда используется длиннофокусный проектор. Поэтому мы вообще не рекомендуем его покупать для работы в классе.

Преимущества короткофокусных проекторов становятся очевидны сразу после включения. Благодаря размещению проектора непосредственно над интерактивной доской, исключается случайное перекрытие кем-либо части светового потока, а также появляется желанная «свобода маневра» при установке и настройке. Кроме того, при уменьшении расстояния от проектора до экрана снижается рассеяния и отражения света от интерьера комнаты, что способствует повышению яркости и контрастности картинки. По сути, обеспечивает более высокое качество изображения.

Как видите, короткофокусный проектор – это не прихоть, а необходимое условие для удобной работы.

Следующим важным пунктом продуктивной работы интерактивного оборудования – есть установка.

Вот лишь незначительная часть проблем, с которыми можно столкнуться, когда интерактивный комплект устанавливают не профессионалы.

Базовое программное обеспечение для интерактивной доски и мультимедийного проектора: для создания, просмотра и проигрывания интерактивного учебного контента

В начале, мы уже немного говорили о программном обеспечении и, что необходимо внимательно изучать на каких условиях поставщик предоставляет вам программное обеспечение для работы с доской.

Заметим, что наши клиенты бесплатно получают 2 вида программного обеспечения. Базовое – для использования элементарного функционала интерактивной доски и дополнительное “Intboard Простір“. Это бесплатная, автоматически обновляемая библиотека интерактивных онлайн сервисов. То есть, если в вашем бюджете хватает средств только на оборудование, то при выборе INTBOARD проблем или дополнительных расходов не будет. Вы сможете спокойно работать с доской, использовать готовые уроки и создавать интерактивный контент самостоятельно.

Акустическая система внешняя или встроенная в проектор (по необходимости):
мощность не менее 10 Вт

При объявлении закупки мало кто обращает внимание на звук. Хотя – это одна из основных составляющих нормальной работы на уроке. Очень часто, стандартных динамиков проектора или ноутбука не хватает для аудитории и тогда приходится подключать дополнительные колонки. В 90% случаев – это проволочные колонки, которые размещаются рядом или на рабочем столе учителя. И здесь возникает сразу несколько негативных последствий:

  • безопасность детей под угрозой, ведь можно идти и споткнуться провод и это дополнительные элементы под напряжением
  • целостность самих колонок. Их очень легко одним неосторожным движением сбросить на пол.
  • чтобы на задних партах хорошо слышать, то приходится добавлять звука, тогда начинают жаловаться дети на первых партах, что слишком громко. Замкнутый круг получается.


Выход из такой ситуации – беспроводная колонка. Советуем рассмотреть акустическую систему NEOR SR100 Plus. Во-первых – ее мощность до 40 Вт, что дает возможность использовать ее как на уроке, так и на торжественных мероприятиях. Во-вторых саундбар имеет компактные размеры, что позволит его легко разместить где угодно. В-третьих – поддерживает беспроводное соединение и имеет крепление на стену. Итак, разместить его можно в любой точке помещения и это не вызовет никаких трудностей.

Ноутбук

Требования к оборудованию, которым комплектуются учебные кабинеты и STEM-лаборатории, определяются в соответствии с Типового перечня компьютерного оборудования для учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 2 ноября 2017 № 1440

Основные параметры ноутбуков, на которые нужно обратить внимание:

  • Экран не менее 14 дюймов, с разрешением не менее 1920 x 1080;
  • тип матрицы – IPS
  • объем памяти – не менее 4 GB для компьютера соискателя образования и не менее 8 GB для компьютера педагога


Порты:

Они нужны чтобы вы с легкостью могли подключить и активно работать с несколькими вдереламы информации или системами ввода-вывода (мониторы, клавиатуры и т.д.). А также, чтобы можно было полноценно совмещать работу на интерактивной доске с сменными носителями информации (проще говоря, чтобы все то, что сделали на доске можно было сохранить сразу на флешку).

  • не менее 2 порта USB Type A версии не ниже 3.0;
  • не менее 1 порт USB Type C версии не ниже 3.0;
  • не менее 1 Ethernet-порт (RJ-45); не менее 1 порт VGA, или DVI, или HDMI, или mini-HDMI;
  • не менее 1 порт для подключения гарнитуры (разъем под штекер TRS 3.5 mm)


Клавиатура полноразмерная, интегрированная в корпус (отделена (для учащихся 1-7 классов), латино-кириллическая, с нанесенными буквами латинского (US International) и украинского алфавитов

О том, как выбирать оборудование в соответствии с рекомендациями МОН поговорили, спасибо за внимание.

Если появились вопросы или нужна помощь специалиста по тендерным закупкам вот номера, по которым можно позвонить

(097) 038-29-48

(068) 382-63-58

И напоследок, хотим подчеркнуть, что важно при выборе поставщика обращать внимание на:

  • репутацию поставщика,
  • качество монтажа,
  • качество комплектующих для монтажа,
  • квалификацию монтажников,
  • наличие сервисной поддержки,
  • наличие персонала, проводит обучение по пользованию,
  • надежность упаковки во время доставки
  • стоимость лицензии на программное обеспечение,
  • и главное – насколько быстро реагируют на ваше обращение.